Официальный сайт

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР

ЧЕРТКОВ ВИКТОР ЕГОРОВИЧ

Медиа - группа “Янтарный край - плюс”: газеты “Янтарный край”, “ЯК: Обозреватель”, “ЯК: Образование, культура, здоровье”, “ЯК: Приговор”, “ЯК: Мужской клуб”, “ЯК: Литературная газета”; региональные выпуски – “Независимая газета“; «Российская кооперация»;  Интернет сайты:  eng576871.blogspot.com, www.k039.narod.ru, издательство «Сфера», Балтийское агентство информационных технологий.

Авторские публикации последнего времени

 

Пока травка подрастет, барашек с голоду помрет

Сегодня в 11 часов на площади Победы в Калининграде в рамках Всероссийской акции протеста профсоюзов России, состоится большой митинг протеста против так называемых социальных реформ нынешнего правительства. В Калининграде помимо профсоюзов акция поддержана многими общественными и политическими организациями и обещает быть массовой.

В планах правительства, касающихся отмены льгот, очень много "тумана". Понятно лишь, что в 2005 году Герои России, Советского Союза и Социалистического Труда будут получать в качестве компенсации 3500 рублей в месяц, инвалиды войны -2000, участники войны - 1500, участники боевых действий - 1100, жители блокадного Ленинграда, не участвовавшие в боевых действиях, -1100, инвалиды I группы - 1400, инвалиды II группы - 1000, инвалиды III группы - 800, дети-инвалиды и инвалиды с детства -1000.

Министр финансов Кудрин заявил, что в 2005 году льготники получат из федерального бюджета 170 миллиардов рублей, а сейчас, мол, льготы финансируют региональные власти, и сумма расходов при этом составляет 40 миллиардов. Что за цифры - сам Греф, пожалуй, не разберёт. Зачем вообще вести речь о каких-то "40 миллиардах", если все льготы, положенные гражданам РФ по закону, оцениваются чуть ли не триллионами рублей. Другое дело - "льготные" законы не соблюдаются или соблюдаются частично...

Федеральные власти собираются со следующего года взять под свою опеку примерно 14 миллионов льготников. Какими государственными щедротами будут осыпаны остальные 18 миллионов граждан, пользующихся льготами? Якобы о них станут печься региональные руководители.

Чем больше нам объясняют члены правительства выгоды "льготной" реформы, тем больше возникает вопросов. А главный вопрос: "Кому это нужно?"

Нам не хватило тогда наглости", чтобы довести реформы до конца, признался как-то в порыве откровенности Анатолий Чубайс. А если бы хватило? Тогда население страны сократилось бы не на 13 миллионов (как за последние двенадцать лет), а больше. И не надо было бы ломать голому сегодня над пенсионной и коммунальной реформами. Все бы за всё платили из собственного кармана, и не было бы этих проклятых, расплодившихся "льгот".

Лично я вообще за ликвидацию всех и всяческих льгот. Но на условиях, которые нынешним властителям страны и их вдохновителям из недавнею прошлого вряд ли понравятся. Потому что для этого им надо признать несколько самоочевидных истин, или правд, как говорят на Руси, к чему они явно не готовы. Надо признать, что за все так называемые реформы, которые произошли в постсоветской России, заплатили, прежде, всего и главным образом именно сегодняшние "льготники", анонимные владельцы той общественной (государственной) собственности, которую за мизерную плату разобрали, расхватали и присвоили те, кого сегодня называют "крупными" и "средними" собственниками. А основной массе населения, кого раньше называли "трудящимися", достались жалкие остатки от прежних пенсий и бюджетных зарплат, на которые, прямо скажем, и тогда было не разгуляться, но старики не рылись на помойках и сотни тысяч детей не становились беспризорниками.

Я настаиваю на том, что за реформы в России заплатили как раз те десятки миллионов людей, которых обманули посулами и обделили ваучерными махинациями. Те, от кого сейчас требуют, чтобы они сегодня платили за всё - электричество, коммунальные услуги, медицинскую помощь, образование и т.д. и т.п.

Надо публично признать тот несомненный факт, что именно государство несёт прямую ответственность за два массовых ограбления населения в особо крупных размерах - 1992 и 1998 годов, по сути, и породивших сам феномен "бедности". Это оно вполне сознательно и целеустремлённо провело пресловутую "прихватизацию", допустило и опустило на самое дно экономику, а жизненный уровень и качество жизни подавляющего большинства населения отбросило на несколько порядков назад. Фактически оно самоустранилось от своей ответственности за судьбу страны и людей, брошенных на произвол судьбы и рынка. Так называемые льготы были "ошмётками", подачками с барского стола обманутым людям.

И, наконец, надо признать, что до сих пор, несмотря на все декларации, обещания и заверения, в России не получаются реформы с "человеческим лицом". Это только бывший министр труда Починок считает, что доходы россиян растут, как никогда, а бывший министр культуры Швыдкой убеждён в том, что российская культура никогда не чувствовала себя лучше, чем сегодня. Знаете, какой словесный оборот в последнее время слышится всё чаще и чаще? "При коммунистах было плохо, а сейчас ещё хуже..."

Не должен забывать и Владимир Путин, что народ поверил в него тогда, когда он самокритично признал и открыто сказал, что народ живёт плохо, предложив отныне измерять эффективность власти её способностью "гарантировать политику улучшения жизни всех слоев населения России".

Вот если под этим углом зрения подойти к проблеме льгот, то надо зафиксировать очередную попытку государства запустить руку в тощие карманы бедных и незащищённых слоев населения. Это очередная попытка эксплуатации долготерпения россиян властью, попытка прикрыть несостоятельность проводимой экономической политики и социальную немощь своих "реформаторских" усилий. И потому, оставаясь противником льгот как таковых, я вместе с тем являюсь решительным противником нынешней инициативы правительства по их отмене и замене "монетизацией" (кроме тех случаев, где это удобно и выгодно самим льготникам).

С чего бы начала власть, действительно пекущаяся об успехе реформ и не забывающая при этом о благе народа? Правильно - с публичного заявления о добровольном отказе от всех привилегий, которыми представители власти пользуются и считают обременительными для общества и государства. Но нынешняя власть придумала прямо противоположное. Она начала кампанию по снятию льгот и... повышения зарплат высшим чиновникам, за которыми, естественно, тут же потянутся и все невысшие. Дуайт Эйзенхауэр, будучи командующим американскими оккупационными войсками в побеждённой Германии, корил немецких руководителей: "Нельзя быть богатыми, когда большинство нации бедно". Но что нашим властителям до Эйзенхауэра! Мне пришла в голову вот какая незатейливая мысль: а что, если повысить зарплаты и пенсии до уровня, достойного человеческого существования?! Определите, сколько "стоит" труд учителя, врача, офицера, научного работника, инженера, и соразмерьте не только с возможностями экономики, но и с запросами общественного производства, рынка труда. Вот японцы, например, решили во времена своего "экономического чуда", что выше других должны получать
учителя, врачи и шофёры - как люди, отвечающие и обеспечивающие физическое, умственное здоровье нации и безопасность людей. Понятно и очень человечно.

Давайте ликвидацию льгот - если она необходима - свяжем с проблемой пенсий и зарплат всех без единого исключения российских граждан и решим её гласно, честно, с участием всего народа.

Один известный олигарх недавно открыто заявил то, о чем все подозревали: у власти нет денег на социальные реформы. А если нет денег, то, как в анекдоте про старого еврея, "не надо делать революцию". Но власти уже пообещали. Вице-премьер Александр Жуков и министр здравоохранения и социальной политики Михаил Зурабов доложили президенту, что к налоговому и пенсионному эксперименту (читай — над народом) все готово. Главу государства заверили, что в результате этой "революции" никто не пострадает. Владимир Путин поверил на слово, планы кабинета одобрил и благословил отмену социальных льгот на общую сумму в 1,5 трлн. рублей. Многие, правда, впрочем, не понимают, как это возможно, и предсказывают, что число бедных в результате только возрастет.

Во время гонки вооружений была популярной шутка: "Войны не будет. Будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется". Похоже, что примерно к таким же результатам приведет борьба правительства с бедностью. В конце концов, это социальное зло победят вместе с бедняками. В полном соответствии с хорошо известным принципом: "нет человека — и нет проблемы".

Такой вывод напрашивается сам собой. Идея об отмене социальных льгот и замене их денежными компенсациями с поразительной быстротой овладевает правящими массами и становится реальной движущей силой. На этой неделе Минфин направил в правительство проект поправок в 145 законов. Все они касаются отмены различных социальных льгот. При этом если верить высокопоставленным чиновникам, речь не идет о революции в области социальной политики государства. Дескать, отменят те льготы, которые выполняются бюджетами различных уровней, в лучшем случае на треть, а то и не выполняются вовсе, что провоцирует судебные иски со стороны чернобыльцев, инвалидов и т.д. То есть, как пояснил глава правительственного аппарата Дмитрий Козак, власти всего лишь сведут объем государственных обязательств к реальности. Стоит отметить, что тот же Козак, комментируя ситуацию, обронил символическую фразу: "Сейчас не 1993 год, чтобы заниматься популизмом". Не означает ли это, что проводимые ныне реформы могут оказаться для населения еще более "шоковыми", чем знаменитые реформы Егора Гайдара и Анатолия Чубайса.

В чем-то глава правительственного аппарата безусловно прав: год на дворе действительно не 1993-й. Поэтому не стоит надеяться, что за "униженных и оскорбленных" россиян заступится парламент или что революционные начинания Минфина "завернет" правительство из страха перед народным гневом. Дмитрий Козак выразил твердую уверенность в том, что Дума займется поправками уже после майских праздников, а к середине года государство сможет освободиться от "опостылевших" социальных обязательств на скромную сумму в 1,5 трлн. рублей.

Не стоит уповать на то, что за россиян, имеющих право на получение льгот, заступится главный борец с бедностью — Владимир Путин. Он, со своей стороны, уже дал понять, что полностью одобряет идею финансово-экономического блока правительства о ликвидации "лишних" социальных обязательств. В начале этой недели бывший глава Пенсионного фонда, а ныне министр здравоохранения и социальной политики Михаил Зурабов подробно рассказал ему о том, какие льготы пенсионерам будут заменены денежными компенсациями. Владимир Путин выразил надежду, что от принятия этого решения никто не пострадает, в чем Зурабов не преминул его заверить: "Планируемые изменения не ухудшат материального обеспечения ни одного из сегодняшних и будущих пенсионеров". Более того, оптимистично заявил бывший глава ПФР, после этого людям станет жить лучше и веселее: вместо "невнятных" и не всегда финансируемых льгот они будут получать на руки живые деньги, что не замедлит сказаться на росте их благосостояния.

Однако подобные высказывания выглядят как издевательство, если учесть, что сумма компенсаций пенсионерам после отмены льгот в лучшем случае составит 950 рублей, а в худшем будет колебаться в диапазоне от 500 до 550 рублей. При этом стоимость месячного проездного билета в Москве на сегодняшний день равна 700 рублям, а о стоимости лекарств, которые раньше пенсионеры могли приобретать бесплатно, лучше даже не говорить. Сотрудники Пенсионного фонда сообщили "Родной газете", что после первых же сообщений о замене льгот компенсациями у них в офисах буквально раскалились телефоны от звонков пенсионеров-инвалидов: "Понятно, что 950 рублей — слабое утешение диабетикам или сердечникам, которым ежемесячно требуются лекарства на сумму в 1,5—2 тысячи рублей". И на вопрос: "Что же вы говорите этим людям?", — чиновники ПФР отвечают: "Только то, что им будет оказываться адресная поддержка". Правда, сами они признают, что решение о такой поддержке будет приниматься только после того, как пройдет какое-то время после отмены льгот и станет ясно, у кого "беда неизбывная", а кто вполне может прожить на предложенные компенсации. То есть "пока травка подрастет, барашек с голоду помрет".

Стоит ли говорить о том, что пенсионерам подобные обещания вряд ли послужат утешением. Ведь их материальные потери от отмены льгот, как заявил на днях мэр Москвы Юрий Лужков, могут составить от 50 до 80 процентов. Как это сочетается с президентским наказом о том, что "не один пенсионер не должен пострадать", глава московского правительства не понимает. Впрочем, это вряд ли что-либо изменит: реформа пошла.

 

yakplus@gmail.com

 

Hosted by uCoz