ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ЧЕРТКОВ ВИКТОР ЕГОРОВИЧМедиа - группа “Янтарный край - плюс”: газеты “Янтарный край”, “ЯК: Обозреватель”, “ЯК: Образование, культура, здоровье”, “ЯК: Приговор”, “ЯК: Мужской клуб”, “ЯК: Литературная газета”; региональные выпуски – “Независимая газета“; «Российская кооперация»; Интернет сайты: eng576871.blogspot.com, www.k039.narod.ru, издательство «Сфера», Балтийское агентство информационных технологий.
Муравьи в штанах
Общественная Палата России, как всякое искусственное образованье, да еще и спущенное сверху, как и полагается в таких случаях начала никудышно. Хотя декларировалось и ожидалось, что сей общественный институт, откликаясь на особо значимые проблемы страны, станет нравственным камертоном российского сообщества. Бюрократическое устроение, скоропалительные всеядные заявления и оценки отдельных членов и Палаты в целом уже на первой стадии лишают это общественное формирование большей части потенциально заложенного авторитета и влияния.
Случилась трагедия с рядовым Сычевым. Для нормального человека понятна и естественна нравственная оценка это армейского ЧП, сотен и тысяч подобных, как неприемлемая для цивилизованного общества. Справедливо возмущение отдельных членов Общественной Палаты из профильной комиссии. Но! Трагедия, произошедшая с Дмитрием, была и есть тем случаем, когда требуется твердое, и если хотите, резкое и официальное заявление всей Палаты в адрес власти о недопустимости ничего подобного, о персональной ответственности министра обороны и Главнокомандующего.
Не прозвучало. Раскручивающий свою популярность адвокат и сотоварищи за пару дней «испекли блин» рекомендаций - полсотни пунктов по реформированию армии и искоренению дедовщины. Но благими намерениями вымощена дорога в ад. Ибо Богу – Богово, а кесарю – кесарево. Надо больше говорить не о том, что правильно, а о том, что праведно. Общественная Палата вкупе и каждый ее член в частности вряд ли должны подменять собою специалистов и начальников в их повседневном труде. Иначе увязнешь, а Сычевым будет несть числа. Палата, как представляется, должна стать совестью нации. А против совести не попрешь. Вот тогда и только тогда призыв, замечание и предложение Палаты будут востребованы обществом и исполнимы властью. В противном случае можно скатиться до сочинения инструкций по пользованию утюгом и электрочайником. Тоже ведь забота о человеке и даже о народе. Красиво, конечно, но пусто. Идейная селедка.
Да и с совестью туговато: Палата умудрилась предложить цензуру на книги. Мол, народ глуп и слеп. А потому без указки Палаты не разберется где белое и черное. (Как будто где-то спрятана правда массового поражения). Запрещенная Палатой литература будет доступна только избранным! Право, меньше всего хотелось бы комментировать этот абсурд в наш век глобальных информационных технологий – с одной стороны. С другой – становится неловко от циничной беспардонности: страну, общество, людей, в очередной раз пытаются резать по живому, разделяя на касты, цвет и вкус. И кто?! Едва проклюнувшись, Общественная Палата тихой сапой репетирует роль Большого Брата – ЕЙ можно, ОСТАЛЬНЫМ нельзя. А мы - о совести…
Не судите строго, исправятся? Не верю! Еще факт. Палата в лице бизнесмена от журналистики с взглядом совы, страдающей запором, будто бетонным катком на всю страну и мир проехалась по калининградскому губернатору Георгию Боосу. Мол, он зажимает и преследует областные СМИ. Что ж, всякое может быть. Но позвольте, кем это установлено, кем доказано как это положено в правовом и тем более демократическом государстве? А никем и не установлено, и не доказано. Мели, Емеля – твоя неделя. Недоброжелатель, использовав Палату, бросил камень - пошли круги. И теперь неважно, что с подачи губернатора на поддержку местных СМИ на год выделено рекордных 30 миллионов рублей. Сравните: на помощь роженицам – 9 миллионов, на поездки школьников в «большую Россию» - 12 миллионов. Как видите, если и есть обиженные, так это отнюдь не калининградские журналисты. Но в данном случае стараниями Палаты эти «мелочи» нивелированы. В сухом остатке – Боос как держиморда свободолюбивых СМИ.
В общем, да что это за балет, если ни слова непонятно! А мы о совести…
Нашей Палате да еще бы ума палату. А то ведь, что еще творят - проявили блестящий государственный подход, как блестящий в некоторых местах костюм. Додумались выдвинуть бредовую идею. Мол, людей, не служивших в армии, надо поражать в гражданских правах. Вот тебе бабушка и Юрьев день! Если гражданин подлежит призыву - призывай, государство! Не смогло со всем своим огромным и свирепым репрессивным аппаратом, кто же тебе, государство, виноват? Сделайте службу привлекательной и не смертельно опасной для жизни и здоровья от сослуживцев и дурости командиров, чтобы мальчишки не прятались от армии как от бубонной чумы. А если мальчонка не подлежит службе, то тут и вообще говорить не о чем. Но нет! В жилах горе инициаторов из Палаты течет кровь дурной закваски: не пущать, не доверять, но сажать, запрещать, оболгать. А мы о чем, о совести?..
На некоторые «шалости» Палаты вообще-то можно было б закрыть глаза. Еще не с тем миримся. Однако на днях родимая переступила очень опасную грань. Предложено в срочном порядке изъять из школьных и вузовских учебников параграфы «с выпячиванием роли одного народа в истории России», а затем учебники в этом контексте переписать. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы расшифровать - речь идет о русских и русском народе. Доигрались! В Палате как заправские шулера достают из рукавов давно отыгранные карты и кладут на стол в надежде обыграть историю и здравый смысл. Видимо, очень и очень многих из имеющих нездоровое влияние на общество коробит от самого факта, что без русских не было бы России и что от благополучия и здоровья русской нации напрямую зависит безопасность и благополучие всего созвездия российских народов.
Выползла-таки гниль и в этом месте - разделяй и властвуй. По одному этому признаку Палата выглядит как институция сомнительной морали. И в этой связи вовсе не случайными, а системными и целеполагающими выглядят вышеуказанные и многие другие как бы разрозненные факты из жизни Палаты. В ней – политическая зона сумрака, где и речи быть не может о здоровой общественной атмосфере. Не исключено, что Кремль вместо Снегурочки выпестует такую Бабу Ягу (вспомните Илларионова), что мало не покажется.
Ведь воровка никогда не станет прачкой. Но вы резонно ответите, что не все же «такие». Не все. Однако где и насколько часто вы слышите голоса «не таких»? Сегодня Палата являет собой самодостаточный муравейник. Его обитатели усердно окапываются и исподволь покусывают гражданское общество, которое вроде бы обязаны защищать. Придумали для себя некий особый этический кодекс. «Забыв», однако, что кодекс для всех один: не убий, не укради, живи не по лжи… Так начинаются трудности перевода с русского на русский. Но это сегодня.
Что будет завтра? В природе муравейник есть большое благо. Наш муравейник, судя по всему, не будет просто бесполезным. Уже сегодня он становится вредным и даже опасным. Скоро, очень скоро засвербит в штанах его «учредителей». Боюсь, не отчешем всем обществом!